Анализы

Марк шагал биография для детей. Биография марка шагала. Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Шагал - один из немногих художников, которые сформировали целую эпоху в искусстве. Трудно назвать человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом великом человеке с невероятным воображением и уникальным видением своего места в живописи. До сих пор Шагал - это уникальное явление, хотя бы приблизиться к уровню которого не удалось еще никому.

Родился будущий признанный лидер авангардизма на окраине Витебска, бывшего одним из небольших местечек Российской губернии, в 1887 году. Это было время массового гонения на инородцев и страшнейших еврейских погромов, что вызывало массовую эмиграцию еврейского населения в другие страны, с более лояльным отношением к представителям иудейского вероисповедания. Но для маленького Мовше все это было впереди. Он получил традиционное для еврейских детей образование, изучив Тору, Талмуд и освоив древнееврейский язык. После окончания четырех классов училища Шагал проходил обучение искусству живописи в Витебске в школе Юделя Пэна.

Поняв, что его талан не может быть развит на периферии, художник решает перебраться в Санкт-Петербург - тогдашний центр художественной мысли. Отец нехотя отпускает его, выделив весьма скудную сумму и отказавшись впредь финансово помогать сыну. В городе Шагал учится в школе Рериха, а затем у Бакста. В это время Марк знакомится с Беллой Розенфельд, которая до конца его жизни остается музой и любимой женщиной, чье лицо узнается буквально в каждом образе, созданном мастером.

В 1911 году начинается полоса жизни художника, во время которой его постоянно бросало из одного города и страны в другую. Сменив свое еврейское имя Мовше Хацкелевич на более европейское по звучанию Марк Захарович, он уезжает по стипендии учиться в , вернувшись в 1914 домой в Витебск и как раз попав на начало Первой Мировой войны. В следующем году он женится на Белле, а еще через год у них рождается дочь Ида. Впоследствии она становится биографом и исследователем работы своего отца. По окончании революции Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии и открывает собственную художественную школу.

В 1920 году он переезжает в начинает работать над оформлением театральных представлений, а в 1922 году едет в Литву на собственную выставку вместе со своей семьей. Тогда и начинается путешествие Шагала на Запад. Он перебирается в , а затем во , где в 1937 году получил гражданство. Однако в 1941 семье приходится бежать от надвигающегося фашизма в США, где в 1944 году умирает Белла. Она не была последней женщиной в жизни художника, но до момента его смерти оставалась его любовью и вечной музой.

С 60-х годов Марк Шагал стал интересоваться крупными формами и монументальным искусством. В сферу его интересов входили росписи, в том числе и потолочные, шпалеры и витражи. За эти годы мастером было создано множество значимых вещей, включая роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США.

Марк Захарович Шагал прожил большую жизнь и оставил значительный след в искусстве авангарда. Он скончался на 98 году жизни, до конца своей жизни помня о своем происхождении и вплетая в свои произведения мотивы из жизни родного Витебска.

российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения

Марк Шагал

Краткая биография

Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш ‏מאַרק שאַגאַל‏‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Белоруссия) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) - российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824-?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844-?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война, и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.

В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года Белла умерла от сепсиса в местной больнице; спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» - Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

1997 - первая выставка художника в Белоруссии.

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, - Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей - выходец из Белоруссии, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 метра.

Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала - музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:

  • Белый сектор - «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
  • Синий сектор - «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
  • Жёлтый сектор - «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
  • Красный сектор - «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
  • Зелёный сектор - «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником », - сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) - принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

О М. Шагале

  • Фильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали.
  • Google Doodle
  • Фильм «Шагал - Малевич» режиссёра А. Митты, 2014 г.

Память

  • В 1992 году на родине Шагала в Витебске был открыт дом-музей.
  • Лайнер Airbus A321 (VP-BUP) авиакомпании «Аэрофлот» «М. Шагал».
  • 28 марта 2014 года на фасаде дома в Санкт-Петербурге, где Шагал с супругой Беллой проживал с 1915 по 1918 годы (Перекупной пер., д. 7), была установлена мемориальная доска в виде палитры живописца.
  • В марте 2016 года именем Шагала была названа набережная в Москве.
  • 6-7 июля 2017 года отметили 130-летие со дня рождения Марка Шагала в Витебске..

Семья

  • первая жена - Белла Розенфельд (15.12.1889 или 1895 - 2.09.1944)
    • единственная дочь Ида, биограф отца; первый брак (Мишель Горди) бездетный, во втором (искусствовед Франц Мейер) - трое детей
  • Вирджиния Хаггард (официально в отношениях не состояла) - мать единственного сына Шагала, Дэвида МакНила, писателя и музыканта.
  • вторая жена, с 1952 г - Валентина Григорьевна Бродская (1905-1993).

Книги и альбомы

  • Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. - М.: Знание,1988. - 56 с.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 46 с.
  • Апчинская Наталия. Марк Шагал. Графика. - М.: Советский художник, 1990. - 224 с. - 25 000 экз.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. - Усть-Илимск: Сибирь, 1992. - 46 с.
  • Шагал. Возвращение мастера / С вступ. словом Андрея Вознесенского. - М.: Советский художник, 1988. - 326 с.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., коммент., пер. с идиша Л. Беринский. - М.: Современник, 1989. - 224 с. - 50 000 экз.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. - М.: Эллис Лак, 1994. - 208 с. - 50 000 экз.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. - М.: Азбука, 2000. - 416 с. - 5000 экз.
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. - Сканрус, 2005. - 352 с.
  • Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. - М.: Текст, 2009. - 320 с. - (Чейсовская коллекция). - 3500 экз.
  • Александр Каменский. Марк Шагал. Художник из России. - М.: Трилистник, 2005. - 304 с., 170 цв. ил.
  • Каменский М. А. Александр Каменский пишет о Шагале. (К 90-летию Александра Абрамовича Каменcкого) // Марк Шагал и Петербург: жизнь, творчество, наследие: Материалы международного симпозиума. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С. 97-101.

Галерея

  • Иллюстрация с дарственной надписью Шагала
Категории:

Кем должен был стать один из восьми детей, родившихся в конце девятнадцатого столетия в маленьком местечке под Витебском в семье бедного еврея - разносчика селедки? Наверное, мировой знаменитостью. Так и случилось. И если кто-то еще не догадался, о ком идет речь, знайте - это известный художник Марк Шагал. Краткая биография его детства, конечно, не содержит никаких намеков на звездное будущее. И тем не менее, имя этого человека на сегодняшний день достаточно популярно.

Начало творческого пути

Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. После освоения азов образования в школе, до начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина "Смерть", которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.

Затем молодой Марк Шагал переехал в Париж, в студию на окраине города Богемии, в известный район под названием Ля Руш. Там он встретил несколько известных писателей и художников, в том числе Гийома Аполлинера, Роберта Делоне и других. В этой компании приветствовалось экспериментирование, и Шагал быстро начал развивать поэтические и инновационные тенденции, находясь под влиянием импрессионистов и постимпрессионистов.

Возвращение в родные места

И с этого времени только начинается его творческая биография. Марк Шагал полюбил Париж навсегда. Художник называл его вторым Витебском. Французская столица была центром мировой живописи, и там Марк неожиданно для себя приобрел известность. Именно Париж Марк Захарович считал источником своего вдохновения. И здесь его практически объявили одним из основоположников такого жанра живописи, как сюрреализм. Но он уезжает.

После берлинской выставки Марк Захарович возвращается в Витебск, где, впрочем, не намерен оставаться слишком долго, только чтобы успеть жениться на своей невесте Белле. Однако застрял в связи с началом Первой Мировой войны, так как российские границы были закрыты на неопределенный срок.

Но, вместо того чтобы впасть в отчаяние, Марк Шагал продолжает творить. Женившись на Белле в 1915 году, он создает такие шедевры, как "День рождения" и игривое акробатическое полотно под названием "Двойной портрет с бокалом вина". Все произведения этого периода выступают в качестве свидетелей радостного состояния художника в течение первых лет его супружеской жизни.

Революционный период в жизни художника

У евреев были все основания любить революцию. Ведь она уничтожила черту оседлости и дала возможность многим представителям этой национальности стать комиссарами. А как относился к революции Марк Захарович? И какие сведения об этом периоде содержит его биография? Марк Шагал тоже пытался любить революцию. В своем родном Витебске в 1918 году он даже стал комиссаром по культуре, а затем основал и руководил художественной школой, которая становится очень популярной.

Марк Захарович вместе с учениками украсил город к празднованию первой годовщины Октября. Чиновники были не так довольны оформлением торжества, как сам художник. И когда представители новой власти стали спрашивать у мастера, почему его коровы зеленые, а лошади летают по небу, и самое главное - что у персонажей Шагалова общего с великими революционными принципами и Карлом Марксом, увлечение революцией быстро исчезло. Тем более, что большевики установили новую черту оседлости, и не только для евреев.

Переезд в столицу и решение покинуть Россию

Чем же стал заниматься Шагал Марк Захарович? Биография его по-прежнему связана с Россией, и теперь он переезжает в Москву, где начинает обучать рисованию сирот революции в детской колонии. Это были дети, не раз подвергавшиеся ужасному обращению со стороны уголовников, многие помнили блеск стального лезвия ножа, которым были зарезаны их родители, оглушенные свистом пуль и звоном выбитых стекол.

Однажды, проходя мимо Кремля, Марк Захарович увидел, как из машины выходит Троцкий. Тяжелым шагом он направлялся в свои апартаменты. Тогда художник понял, как он устал, и остро почувствовал, что больше всего на свете хочет писать свои картины. Ни царской, ни советской власти, по его мнению, он не был нужен.

Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России. Он становится первым комиссаром, который уезжает из нового государства для того, чтобы не только спасти жизни близких людей, но и душу свою от несвободы.

Новая жизнь, или Отношение к творчеству художника за рубежом

Марк Шагал, биография и творчество которого теперь больше не связаны с Родиной, ехал во Францию - навстречу своему бессмертию. В последующие годы к его имени прибавляли словосочетания "гений века", "патриарх мировой живописи". Французы объявили Марка Захаровича главой Парижской художественной школы. А в это же время в Германии в огромном костре сожгли полотна Шагала. Почему же одни считали его живопись вершиной современного искусства, а другим она мешала воплощению их "людоедских" замыслов.

Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Где бы ни жил Шагал - в Витебске, Нью-Йорке или Париже - он всегда изображал почти одно и то же. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух... Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.

Сон наяву, или О чем говорят картины Марка Захаровича

И все же знатоки и ценители поражались. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича - обычные детские сны. В них - неудержимое желание летать. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Марк Шагал - художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Это единение с большой Вселенной.

Этот человек известен по всему миру

Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Он написал сотни полотен. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Его работы - это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника.

Творческая биография. Марк Шагал и мировая известность

Когда пришел к власти Гитлер, стали выражать тревогу художника по поводу дальнейшей судьбы человечества. Это "Одиночество", где еврейские и христианские символы смешиваются с нацистской толпой, терроризирующей евреев. Марк Захарович эвакуируется в Соединенные Штаты и уже там продолжает свое творчество.

Стоит отметить еще один период в творчестве художника, который описывает его биография. Марк Шагал в 1944 году потерял свою супругу, и, конечно, это отразилось в его произведениях. Белла появляется на таких полотнах художника, как "Ноктюрн" и другие: в нескольких формах, с привидениями, в виде ангела или призрака невесты.

Возвращение в Париж

В 1948 году Марк Захарович Шагал снова поселился во Франции, на Лазурном берегу. Здесь он получает множество заказов, разрабатывает декорации и костюмы к балетам. В 1960-м он начинает создавать витражи для синагоги медицинского центра Хадасса.

Позже он берет на себя создание больших проектов в оформлении собора в Цюрихе, церкви Святого Стефана в Майнце в Германии и в церкви Всех Святых в Объединенном Королевстве. Умер величайший художник Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года, оставив после себя обширную коллекцию работ в ряде отраслей искусства.

Марк Шагал стал одним из символов двадцатого столетия, но не его темных разрушительных сторон, а любви, стремления к гармонии, надежды на обретение счастья. Его бессмертие - в умении передать присутствие Божественного духа в каждом предмете окружающего мира.

Один из самых знаменитых представителей авангардного искусства в живописи, график, иллюстратор, сценограф, поэт, мастер прикладного и монументального искусства двадцатого века Марк Шагал, родился в городе Витебске 24 июня 1887 года. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Затем в жизни Марка произошел целый каскад событий, и все они были связаны с его переездом в Петербург.

С 1907 по 1908, Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е.Н. Звягинцевой. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Осенью того же 1909 года витебская подруга Марка Шагала - Тея Брахман, которая тоже училась в Петербурге и была настолько современной девушкой, что даже несколько раз позировала Шагалу обнаженной - познакомила художника со своей подругой Беллой Розенфельд. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. 1-ый парижский период.

Париж

В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. В Париж Шагал влюбился сразу. Если еще до своего отъезда во Францию манера письма Шагала чем-то перекликалась с живописью Ван Гога, то есть была очень близка к экспрессионизму, то в Париже в творчестве живописца уже чувствуется влияние фовизма, футуризма и кубизма. Среди знакомых Шагала - известные мастера живописи и слова А. Модильяни, Г. Аполлинер, М. Жакоб.

Возвращение

Только в 1914-ом художник покидает Париж, чтобы съездить в Витебск для того, чтобы повидаться с Беллой и своей семьей. Там его застала Первая мировая война, поэтому свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. В 1915-ом году Марк Шагал и Белла Розенфельд поженились, и через год, в 1916-ом, у них родилась дочь Ида, которая в будущем станет биографом своего знаменитого отца. После Октябрьского переворота Марк Шагал был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. В 1920-ом году, по рекомендации А. М. Эфроса Шагал отправляется в Москву, чтобы работать в Еврейском камерном театре. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал».

Эмиграция

В 1922-ом году в Литве, в городе Каунасе была организована выставка Марка Шагала, чем художник не преминул воспользоваться. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда - в Германию. И вот осенью 1923-го года Амбруаз Воллар прислал Шагалу приглашение приехать в Париж, где в 1937-ом году получает французское гражданство. Затем следует Вторая мировая война. Шагал больше не мог оставаться в оккупированной фашистами Франции, поэтому принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку в 1941-ом году. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом! Но его радость была недолгой. Художника постигло оглушительное горе - от сепсиса в Нью-Йоркской больнице скончалась его жена Белла. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».


Когда Шагалу исполнилось 58 лет, он отважился на новые отношения с некоей Вирджинией Макнилл - Хаггард, которой было за тридцать. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947-ом году Марк, наконец, возвратился в Париж. Вирджиния, спустя три года, покинула Шагала, сбежав от него с новым любовником. Сына она взяла с собой. В 1952 -ом Шагал еще раз женился. Его супругой стала владелица лондонского салона моды Валентина Бродецкая. Но на всю жизнь, единственной музой Шагала оставалась его первая жена Белла.

В шестидесятые Марк Шагал внезапно обратился к монументальному искусству: он занимался витражами, мозаикой, керамикой и скульптурой. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964) , а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью-Йорке 2 панно. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. И лишь в 1973 году Шагала пригласили в СССР, где в Третьяковской галерее была организована выставка художника. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. До сих пор не существует полного каталога работ величайшего художника, настолько огромно его творческое наследие.



Midsummer Night"s Dream

Marc Chagall (1887-1985) was a pioneer of modernism. Also he was a vey unusual person. Chagall gave one biographer the impression that he was “always slightly hallucinating.” Chagall himself said he was a dreamer who never woke up.

Марк Шагал (1887-1985) стал пионером модернизма и был очень необычным человеком. У одного биографа осталось впечатление, что Марк Шагал "постоянно находился в лёгкой галлюцинации". Шагал и сам называл себя мечтателем, который никогда не просыпается.

Movcha (Moses) Chagall was, as he put it, “born dead” on July 7, 1887, in the Belorussian town of Vitebsk, near the Polish border. His distraught family pricked the limp body of their firstborn with needles to try to stimulate a response. With that rude introduction to life, it’s no wonder that Marc stuttered as a boy and was subject to fainting. “I was scared of growing up. Even in my twenties I preferred dreaming about love and painting it in my pictures,” he said.

Мойша (Моисей) Шагал, как он сам говорил, "родился мёртвым" 7 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, недалеко от границы с Польшей. Убитые горем родные кололи его расслабленное тело иголками, ожидая крика. Неудивительно, что встреченный так негостеприимно Марк в детстве заикался и был склонен к обморокам. "Я боялся расти. Даже после двадцати лет о любви я предпочитал мечтать и изображать её на картинах", - говорил он.

In 1906, at age 19, he wangled a small sum of money from his father and left for St. Petersburg, where he enrolled in the drawing school of the Imperial Society for the Protection of Fine Arts. His world broadened in 1909 when he signed up for an art class in taught by Leon Bakst, who, having been to Paris, carried an aura of sophistication. Bakst indulged Chagall’s expressive, unconventional approach to painting and dropped names, exotic to the young man’s ears, such as Manet, Cézanne and Matisse.

В 1906 году, выпросив у отца небольшую сумму денег, он уехал в Петербург, где поступил в школу художеств (рисования) Императорского общества содействия (защиты) изящных искусств. Его взгляд на мир расширился, когда в 1909 году он поступил в класс художника Леона Бакста, который привёз из Парижа ауру "изысканного модернизма". Бакст поощрял выразительную, необычную манеру письма Шагала и сыпал такими именами - экзотическими для ушей молодого Шагала, - как Мане, Сезанн и Матисс.

“Paris!” Chagall wrote in his autobiography. “No word sounded sweeter to me!” By 1911, at age 24, he was there, thanks to a stipend of 40 rubles a month from a supportive member of the Duma who had taken a liking to the young artist. When he arrived, he went directly to the Louvre to look at the famous works of art there. Often he’d cut a herring in half, the head for one day, the tail for the next. Friends who came to his door had to wait while he put on his clothes; he painted in the nude to avoid staining his only outfit. Many consider Chagall’s work during his four-year stay in Paris his most boldly creative.

"Париж!", - написал Шагал в своей биографии, -"Никакое слово не звучало для меня сладостнее!". К 1911 году, в возрасте 24 лет, Шагал был уже в Париже, благодаря стипендии от депутата Думы, которому понравились картины молодого художника. Приехав в Париж, он прямо направился в Лувр, чтобы увидеть знаменитые произведения искусства. Часто он делил одну селёдку на два дня: в первый съедал "головную", а во второй - "хвостовую" часть. Друзьям приходилось ждать, пока он оденется, чтобы открыть им дверь, так как работал он голым, чтобы не запачкать единственный костюм. Многие считают четырёхлетний период жизни Шагала в Париже самым смелым в его творчестве.


Above the Town
Над городом

Returning to Vitebsk in 1914 with the intention of staying only briefly, Chagall was trapped by the outbreak of World War I. At least that meant spending time with his fiancée, Bella Rosenfeld, the beautiful, cultivated daughter of one of the town’s wealthiest families. Despite her family’s worries that she would starve as the wife of an artist, the pair married in 1915; Chagall was 28, Bella, 23. In his Above the Town he and Bella soar blissfully above Vitebsk.

Ненадолго вернувшись в Витебск в 1914 году, Шагал попал под начало Первой мировой войны (и уехать не смог). По крайней мере, он мог проводить больше времени со своей невестой Беллой Розенфельд, красивой и культурной девушкой. Её семья была одной из самых богатых в городе. Несмотря на опасения родственников, что ей придётся голодать, выйдя замуж за художника, они всё же поженились в 1915 году. Шагалу было 28 лет, а Белле 23 года. В картине "Над городом" он изобразил, как они с Беллой, счастливые, пролетают над Витебском.

In 1917 Chagall embraced the Bolshevik Revolution. Giving up his job as commissar in 1920, Chagall moved to Moscow. But ultimately unhappy with Soviet life, he left for Berlin in 1922 and settled in Paris a year and a half later along with Bella and their 6-year-old daughter, Ida.

В 1917 году Шагал принял большевистскую революцию. В 1920 году, оставив пост комиссара, он уехал в Москву. Но недовольный жизнью при Советах, в конце концов в 1922 году уехал в Берлин, а через полтора года поселился в Париже с женой Беллой и 6-летней дочкой Идой.

In June 1941, Chagall and his wife boarded a ship for the United States, settling in New York City. The six years Chagall spent in America were not his happiest. He never got used to the pace of New York life, never learned English. “It took me thirty years to learn bad French,” he said, “why should I try to learn English?” When Bella, his muse, confidante and best critic, died suddenly in 1944 of a viral infection, “everything turned black,” Chagall wrote.

В июне 1941 года Шагал с женой направился на корабле в Соединённые Штаты и поселился в Нью-Йорке. Шесть лет, прожитых в Америке, были для Шагала не самыми счастливыми. Он так и не привык к высокому темпу жизни в Нью-Йорке и так и не выучил английского языка. "Я за тридцать лет научился кое-как (плохо) говорить по-французски", - говорил он, - "зачем мне пытаться учить английский язык?" Когда Белла, его муза, подруга и лучший критик, неожиданно умерла в 1944 году от вирусной инфекции, "всё стало чёрным", - как написал Шагал.

His daughter, Ida, found a French-speaking English woman, Virginia McNeil, to be his housekeeper. A diplomat’s daughter, McNeil had been born in Paris and raised in Bolivia and Cuba, but had recently fallen on hard times. She was 30 and Chagall 57 when they met, and before long the two were talking painting, then dining together. A few months later Virginia left her husband and went with Chagall to live in High Falls, New York. They bought a simple wooden house with an adjoining cottage for him to use as a studio.

Дочь Ида нашла ему экономку, Вирджинию МакНил - англичанку, знающую французский язык. Дочь дипломата, МакНил родилась в Париже, а выросла в Боливии и на Кубе, но теперь переживала не лучшие времена. Ей было 30 лет, а Шагалу 57, и вскоре они начали говорить о живописи, а затем вместе обедать. Через несколько месяцев Вирджиния ушла от мужа и поселилась с Шагалом районе High Falls в Нью-Йорке. Они купили простой деревянный дом с отдельным коттеджем под студию.

“I know I must live in France, but I don’t want to cut myself off from America,” he once said. “France is a picture already painted. America still has to be painted. Maybe that’s why I feel freer there. But when I work in America, it’s like shouting in a forest. There’s no echo.” In 1948 he returned to France with Virginia, their son, David, born in 1946, and Virginia’s daughter. They eventually settled in Provence. But Virginia abruptly left Chagall in 1951, taking the two children with her. Once again the resourceful Ida found her father a housekeeper- this time in the person of Valentina Brodsky, a 40-year-old Russian living in London. Chagall, then 65, and Vava, as she was known, soon married.

"Я знаю, что должен жить во Франции, но не хочу отрываться от Америки", - сказал он однажды, - "Франция - это уже готовое полотно (картина), а Америка - ещё не написанное. Может быть, поэтому там я чувствую себя свободнее. Но работать в Америке для меня всё равно, что кричать в лесу. Нет никакого эха". В 1948 году он с Вирджинией и их сыном Давидом (а также дочерью Вирджинии от первого брака) вернулся во Францию. Но в 1951 году Вирджиния неожиданно бросила Шагала, забрав обоих детей с собой. И вновь предприимчивая Ида нашла отцу экономку - на сей раз в лице Валентины Бродской, 40-летней русской из Лондона. Вскоре 65-летний Шагал женился на "Ваве", как Бродскую звали дома.

The new Mrs. Chagall managed her husband’s affairs with an iron hand. She tended to cut him off from the world. But he didn’t really mind because what he needed most was a manager to give him peace and quiet so he could get on with his work. He never answered a telephone himself. Ida, who died in 1994 at age 78, gradually found herself seeing less of their father. But to all appearances Chagall’s married life was a contented one, and images of Vava appear in many of his paintings.

Новая госпожа Шагал вела дела мужа железной рукой. Она старалась отрезать его от мира. Но он совсем не возражал, так как очень нуждался в ком-то, кто даст ему тишину и покой, чтобы он мог постоянно работать. Он никогда не подходил к телефону. Дочь Ида, умершая в 1994 году в возрасте 78 лет, всё меньше виделась с отцом. Но чисто внешне семейная жизнь Шагала была счастливой, и образ Вавы виден на многих его картинах.


When he died in Saint Paul de Vence on March 28, 1985, at 97, Chagall was still working, still the avant-garde artist who refused to be modern. That was the way he said he wanted it: “To stay wild, untamed ... to shout, weep, pray.”

Шагал не оставлял работы до самой смерти 28 марта 1985 года во Франции (в Saint Paul de Vence) в возрасте 97 лет.

"When Matisse dies," Pablo Picasso remarked in the 1950s, "Chagall will be the only painter left who understands what colour really is". During his 75-year career he produced an astounding 10,000 works.

В начале 1950-ых годов Пабло Пикассо заметил: "Когда умрёт Матисс, Шагал останется единственным художником, который по-настоящему понимает цвет". За 75-летнюю карьеру художника Шагал создал неимоверное количество картин - 10 тысяч.