Глисты

Слово как оружие: агитационные плакаты Великой Отечественной войны. Самые известные военные плакаты. Фото Стенгазета на тему война

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"!

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.

Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.

Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.

"Победа будет за нами", 1941 год

Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.

На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!

Плакат В. Правдина, 1941 год.

Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.

В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.

Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.

Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.

Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.

Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.

Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.

Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.

Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.

Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.

«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.

По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.

«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»

Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Художник Владимир Серов, 1941 год.

Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.

Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.


Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.

Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.

Художник неизвестен, 194х год.



Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...

«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».


В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.

В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат ». Это действовало на немецких солдат деморализующе.

Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.

Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.

Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.

Репродукция плаката "Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!", художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год

Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина.

«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.

Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.

Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.

Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.

Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.

Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.

Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.

Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.

Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.

Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

Компиляция материала - Fox

ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ

В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. За все время было создано гигантское количество агитационных плакатов, которые осуждали пьянство, рассказывали о пользе труда и спорта, отражали все аспекты жизни страны. Однако, самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня м считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие. В своем искусстве они создавали величественные, запоминающиеся и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к искренним чувствам, а также сопровождали свои произведения фразами, которые запоминались и врезались в память. Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны. Гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате В.Г. Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944)создает образ героя, близкий Василию Теркину.

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные

города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен в плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоцию, гнев, ярость, ненависть – и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские плакаты были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например, агитплакат: «Всё для фронта! Всё для победы!».

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковались за излишнюю жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941-1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов – обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Враг на плакатах первого этапа войны представлял собой воплощение абсолютного зла, которое советские люди не должны терпеть на своей земле.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства миллионов людей. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами недавно убиенных, направляющими оружие против женщин и детей.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают его порой голыми руками до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битва на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передавалось из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду

о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.

«Окна ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года,быди грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил смертной казни всех, кто имел отношений к выпуску.

«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

В «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы - союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура « Потеряла я колечко…» (а в колечке 22 дивизии)- на разгром немцев под Сталинградом (1943).

Фото. Карикатура «Потеряла я колечко…»

Политуправление Красной Армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

«Окно ТАСС».

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там его уничтожить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба – основная тема военного плаката этого этапа войны уже в 1942 году советские художники уловили ещё далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистских, например, во время Сталинградской битвы Красная Армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника – передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментирует на немецком языке «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморалищующее.

Враг предстает мелким и мерзким. Главное – окончательно его уничтожить, чтобы вернуться домой, к семье, ук мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого необходимо освободить Европу.

«Дойдем до Берлина!», «Красной Армии – слава!»- ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами, селами, с семьей.

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Ёмкий и четкий, он отображал всю суть сразу.

Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.

Особой популярностью пользовались так называемые Окна ТАСС. Это плакаты, которые тиражировались вручную путем перенесения изображения с помощью трафаретов, и были направлены на поднятие боевого духа солдат, совершение трудовых подвигов населением. Такой вид агитации позволял мгновенно реагировать на происходящие события. Изображения получались более красочными по сравнению с печатными плакатами. При работе с Окнами использовались контрастные цвета, краткие острые фразы, которые «разили, как снаряды».

В плакатном искусстве Великой Отечественной войны прослеживалось несколько популярных мотивов.

Первый мотив - До последнего патрона ! Призывают стоять на смерть, беречь патроны, стрелять точно в цель. Поскольку доподлинно известно, что металл для оружий доставался очень большим трудом тружеников тыла. Чаще всего центральной фигурой на таких плакатах - была личность бойца, черты лица которого врезались в память надолго.

Другим популярным был призыв «В атаку! ». На плакатах с этим мотивом была изображена военная техника - танк Т-35, самолеты, Пе-2. Иногда изображались легендарные герой, полководцы прошлых лет или богатыри.

Также распространенным был мотивом о бойце , побежда ющем неприятеля в рукопашном бою. На этих плакатах солдат Красной армии изображался красным, а фашист - серым или черным.

Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога.

Не менее популярным был мотив Смерть детоубийцам. На таких плакатах обычно изображались страдания, либо смерть детей, звучали призывы о помощи и защите.

Мотив Не болтай! призывал к бдительности местное население.

Звучал призыв к населению на сбор металлолома, работать без прогулов, собирать урожай до последнего зернышка, приближать победу с каждым ударом молота.

В отношении плакатов, картин и изображений лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать их описание. Предлагаем Вашему вниманию наиболее известные плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Плакаты Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

Текст на плакате : Покорение мира! Кабала народам! - Фашистская ставка. Красноармейская поправка!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: карикатура

Краткое пояснение: высмеивалось чрезмерная самоуверенность Гитлера. У бойцов Красной армии старались убрать страх перед врагом, изображая Гитлера смешным и нелепым.

Текст на плакате: Отомсти!

Художник, год: Шмаринов Д., 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово "Отомсти" подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.

Текст на плакате: Папа, убей немца!

Художник, год: Нестерова Н. , 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях. Вызывал лютую ненависть к врагу, посягнувшему на самое святое - женщин и детей. В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!»

Текст на плакате: Бей так: что ни снаряд, то танк!

Художник, год: В.Б. Корецкий, 1943 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: Плакат призывает солдат совершенствовать своё боевое мастерство.

Текст на плакате: Боец, оказавшийся в окружении, борись до последней капли крови!

Художник, год: А.Д. Кокош, 1941 год

Главный мотив: Боец, побеждающий неприятеля в рукопашном бою

Краткое пояснение: Призывали стоять на смерть, биться из последних сил.

Текст на плакате: Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Художник, год: Н.М.Аввакумов, 1944 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Плакат звал бойцов самоотверженно идти в бой, в атаку . На заднем плане изображены танки и самолеты, которые стремительно рвутся в бой против врагов. Это своеобразный символ того, что все силы сосредоточены в борьбе с немцами, что за советским солдатом в бой идет вся военная техника, внушая страх фашистам и уверенность советским бойцам.

Текст на плакате: Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить - зверя добить! (на барабане - молниеносная война, за поясом - истребление славян, на флаге - тотальная мобилизация)

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Художник в карикатурной форме изображает оборванного, истерзанного немца-зверя. У побитого немца видны все его лозунги, с которыми он так самонадеянно напал на Россию. Автор, выставив немца смешным и жалким, попытался добавить храбрости и снять страх у солдат.

Текст на плакате: На Москву! Хох! От Москвы: ох!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 194 2

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат посвящен Великой битве за Москву и провалу плана молниеносной войны (Блицкриг).

Текст на плакате: Родина-мать зовет! (Текст военной присяги)

Художник, год: И. Тоидзе, 1941 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Художник р асполагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Текст на плакате: Не болтай! Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.

Художник, год: Ватолина Н., Денисов Н., 1941 год

Главный мотив: Не болтай!

Краткое пояснение: Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

Текст на плакате: Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага.

Художник, год: А. и В. Кокорекины, 1942 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы

Краткое пояснение: Плакат призывает мобилизовать все средства населения и отдать все самое необходимое солдатам, которые сражаются за Родину.

Текст на плакате: Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг! Покорение мира. Рабство народам. Фашизм. Гитлер, Геринг, Геббельс, Гимлер.

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1945 год

Главный мотив: В атаку! Карикатура.

Краткое пояснение: Плакат заставляет задуматься над злодеяниями немецкого фашизма против человечности.

Текст на плакате: Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне. Товарищ женщина! Твой сын на фронте бьется, как герой. И дочь идет в дружину РоККа. А ты крепи наш тыл: траншею глубже рой, иди к станку. И трактор своей веди взамен водителей, теперь ведущих танки. Вы, сестры-женщины! Вы, матери-гражданки! Берите лом, лопату, руль, резец! По настоящему поймите, наконец, чем крепче тыл - тем тверже армий шаг, и тем скорей погибнет враг!

Художник, год: И. Астапов, И. Холодов, 1941 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы!

Краткое пояснение: Плакат несет политическую окраску на превосходство общества, где равны мужчины и женщины, особенно во время войны, когда мужчины воюют на фронтах, женщины обеспечивают надежность тыла.

Текст на плакате: Кровь за кровь, смерть за смерть!

Художник, год: Алексе й Ситтаро, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам; В атаку!

Краткое пояснение: Плакат направлен на внушение неизбежности победы над врагом и полного его изгнания из советской земли.

Текст на плакате: Бей насмерть!

Художник, год: Николай Жуков, 1942 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: О бращ ение к воинам Красной Армии крепче бить врага ради спасения матерей, детей и Родины. Плакат призван поднимать боевой дух солдатам.

Текст на плакате: Воин Красной Армии, спаси!

Художник, год: Виктор Корецкий, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив - мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

Текст на плакате: Нет такой силы, которая поработила бы нас. Кузьма Минин. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков! И. Сталин.

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1942 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: На плакате присутствует второй символический план, изображающий освобождение Кузьмой Мининым Родину от интервентов. Таким образом даже великие герои прошлого зовут солдат бороться и сражаться за свою Родину.

Текст на плакате: Боевое меню врагу к каждому дню. Начинается по-русски угощение с закуски. Пирожки отличные с начинкою различною... Затем- супов немножко борщ флотский и окрошка. На второе битки по-казацки и шашлык по-кавказски и на сладкое - кисель.

Художник, год: Н. Муратов, 1941 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат выполнен в сатирическом стиле и усиливает уверенность в победе советского народа над врагом.

Текст на плакате: Враг коварен - будь на чеку!

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 194 5 год

Главный мотив: Не болтай

Краткое пояснение: Плакат призывает к бдительности население и солдат. Сюжет плаката напоминает, что под добродетелью может скрываться фашистский преступник.

Текст на плакате: Окно ТАСС № 613 Немец к Волге шел напиться - по зубам огрели фрица,

наутек пришлось пуститься,- ноет бок, болит спина. Видно, волжская водица для фашиста не годится, холодна она для фрица, солона!

Художник, год: П. Саркисян

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: В плакате подчеркивается мысль о том, что русский народ непобедим и враг все равно будет повержен.

Стенгазета к 70-летию Победы в ВОВ своими руками в школе. Мастер-класс

Маслова Ольга Николаевна МБОУ СОШ с.Барнуковка Саратовской области, Балтайского района.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 10 лет, учителей начальных классов, воспитателей ГПД.
Назначение: работа на выставку.
Цель: создание поздравительной стенгазеты.
Задачи:
- заинтересовать и вовлечь в работу по изготовлению стенгазеты;
- развивать творческие способности детей, инициативу;
- воспитывать уважение к старшему поколению, прошедшим войну, желание делать добро, трудолюбие, аккуратность в работе.
- формировать практические навыки работы с бумагой;
- изготовление основных элементов в технике торцевание и бумагопластики;
- закреплять умения обращения с орудиями труда - ножницами, бумагой:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное воображение;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца; патриотические чувства.

Время не властно над нашей памятью. И сколько лет бы не прошло, мы
будем всегда помнить о нашей Победе и отдавать дань безмерной благодарности отстоявшим её.
Прошло уже 70 лет с той победной весны: мы радуемся миру на земле, печалимся о погибших. Никогда не забудем мы мужества солдат, отдавших жизни за свободу и счастье Советской Родины. Память о погибших будет вечна!

Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена,
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.
Чашу страданья, испив всю до дна,
Вы из жизни ушли молодыми,
Но в памяти нашей на все времена
Останетесь вечно живыми!
И ещё одна память живёт.
Вот сейчас отзовись, покажись,
Память тех, кто в суровый тот год
Начинали нелёгкую жизнь.
Чтобы стихли на земле орудья,
Нужно всем уметь себя заставить
Сохранить и всем грядущим людям
Пронести, как знамя, эту память.
Мы рождены не для войны –
Для жизни, творчества, любви!

Мы с ребятами решили принять участие в районном конкурсе "Ветер Памяти" посвящённому 70 -летию Победы в ВОв. Созданию газеты посвятили несколько занятий. Мастерили - почти всей группой. Было немного трудновато, т.к. параллельно разные группы детей делали разные элементы: кто-то вырезал фото, кто-то - нарезал заготовки для торцевания, кто-то - делал гвоздики, кто-то - занимался торцеванием... Конечно, кто-то быстрее, кто-то медленнее... Но в целом - понравилось и мне, и... кажется, детям...



Для работы нам понадобились следующие материалы и инструменты: 1 лист ватмана, 1 плитка потолочной плитки из пенопласта, цветная бумага, цветная гофрированная бумага, стержень от ручки, линейка, карандаш, клей ПВА, ножницы, фигурные ножницы, канцелярский нож, 3 газетные трубочки, распечатанные на принтере фотографии военных лет, текст стихотворения "Мы вас помним солдаты"


На принтере распечатаем и вырежем шаблон.




Обведём его ручкой на листе потолочной плитки из пенопласта.


Аккуратно вырезаем канцелярским ножом.


Вот такие заготовочки у нас получились.


Нарезаем гофробумагу для торцевания размером 1х1см.


Девочки торцуют. При торцевании используем клей ПВА и стержень от шариковой ручки. Буквы "М А Я" красной гофробумагой.


А цифру "9" жёлтой и чёрной.


Мальчики вырезают распечатанные на принтере фотографии военных лет


и приклеивают их на цветную бумагу.


Фигурными ножницами обрезаем цветную бумагу оставляя по бокам 1см.


То же самое проделываем и с распечатанным текстом стихотворения.


Распечатываем на принтере, на жёлтой бумаге слова "Мы помним! Мы гордимся!!!" вырезаем буквы, затем их приклеиваем на красную и вырезаем оставляя по краям 2-3мм.




Для изготовления гвоздик нам потребуются: гофробумага розового, сиреневого и зелёного цветов и три газетные трубочки.

Сложим гофробумагу в 6 слоёв и вырежем круг, пробьем по центру степлером, для прочности ещё раз, расположив скрепки крест-накрест.


Сделаем надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки по всей окружности.


Поднимем верхний тонкий слой, сожмём его пальцами вокруг центра.


Поднимем все слои друг за другом. Можно поднимать по 2-3 слоя одновременно.


Листик с краёв, просто закрутим.


Газетную трубочку обвернём зелёной гофробумагой, предварительно зафиксировать конец клеем.


Примеряем наши гвоздички.


А теперь располагаем все элементы на лист ватмана и приклеиваем.

Вот такая у нас получилась стенгазета.
Ждём результатов конкурса.

Ни детям, ни взрослым война не нужна!
Пусть с нашей планеты исчезнет она.
Пусть мирные звезды над нами горят,
А дружба не знает границ и преград.
Хотим под мирным небом жить
И радоваться и дружить!
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети.

Поздравляем всех с наступающим праздником Победы!

Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941-1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.

В. Корецкий (1909-1998). Наши силы неисчислимы. М., Л., 1941.
V. Koretskii (1909-1998). Our forces are numberless. Moscow, Leningrad 1941.

2. И. Тоидзе (1902-1985). Родина-мать здет! M., Л., 1941.


Toidze (1902-1985). Your Motherland needs you! Moscow, Leningrad 1941.

3. В. Корецкий (1909-1998). Будь героем! M., Л., 1941.


V. Koretskii (1909-1998). Be a Hero! Moscow/Leningrad 1941.

4. В. Правдин (1911-1979), З. Правдина (1911-#980-е). Молодежь, в бой за Родину! М., Л., 1941.


V. Pravdin (1911-1979), Z. Pravdina (1911-1980s). Young people, to the battle for the Motherland! Moscow, Leningrad 1941.

5. В. Серов (1910-1968). Наше дело правое— победа будет за нами. Л., М., 1941.


V. Serov (1910-1968). Our cause is just. We’ll win the victory. Leningrad, Moscow 1941.

6. H. Жуков (1908-1973), В. Климашин (1912-1960). Отстоим Москву! М., Л., 1941.


N. Zhukov (1908-1973), V. Klimashin (1912-1960). We’ll defend Moscow! Moscow, Leningrad 1941.

7. В. Корецкий (1909-1998). Воин Красной Армии, спаси! М., Л., 1942.


V. Koretskii (1909-1998). Red Army warrior, help! Moscow, Leningrad 1942.

8. H. Жуков (1908-1973). Есть за что выпить! М., Л., 1942.


N. Zhukov (1908-1973). There is something to toast to! Moscow, Leningrad 1942.

9. В. Корецкий (1909-1998). Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен… М., Л., 1943.


V. Koretskii (1909-1998). Sahmed would sacrifice his life to save Semyon/ As Sahmed’s life is what Semyon had fought for. / Their password’s «Motherland» and «Victory»‘s their motto! Moscow, Leningrad 1943.

10. В. Иванов (1909-1968). Пьем воду родного Днепра… М., Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). We drink the water of Old Father Dnieper. We’ll drink from the Prut, the Neman and the Bug! Let’s wash the fascist filth off the Soviet land! Moscow, Leningrad 1943.

11. В. Иванов (1909-1968). На Запад! М.,Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). Go West! Moscow, Leningrad 1943.

12. В. Корецкий (1909-1998). Бей так: что ни патрон — то враг! М., 1943.


V. Koretskii (1909-1998). Shoot like that! Every bullet means the murdered enemy! Moscow 1943.

13. Н. Жуков (1908-1973). Бей насмерть! M., Л., 1942.


N. Zhukov (1908-1973). Shoot to kill! Moscow, Leningrad 1942.

14. H. Жуков (1908-1973). Немецкий танк здесь не пройдет!


М., Л., 1943. N. Zhukov (1908-1973). No way for German tanks! Moscow, Leningrad 1943.

15. А. Кокорекин (1906-1959). Когда бронебойщик стоит на пути… М., Л., 1943.


A. Kokorekin (1906-1959). When our armour-piercing trooper is on the way/The fascist tanks will never pass! Moscow, Leningrad 1943.

16. В. Дени (1893-1946), Н. Долгоруков(1902-1980). Сталинград. M., Л., 1942.


V. Deni (1893-1946), N. Dolgorukov (1902-1980). Stalingrad. Moscow, Leningrad 1942.

17. В. Иванов (1909-1968). Ты вернул нам жизнь! М., Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). You saved our lives! Moscow, Leningrad 1943.

18. Л. Голованов (1904-1980). Дойдем до Берлина! М., Л., 1944.


L. Golovanov (1904-1980). Well reach Berlin! Moscow, Leningrad 1944.

19. В. Иванов (1909-1968). Ты будешь жить счастливо! М., Л., 1944.


V. Ivanov (1909-1968). You will live a happy life! Moscow, Leningrad 1944.

20. А. Кокорекин (1906-1959). Воину-победителю — всенародная любовь! М., Л., 1944.


A. Kokorekin (1906-1959). Nation-wide love to Warrior the Winner! Moscow, Leningrad 1944.

21. Н. Кочергин (1897-1974). Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков! Л., 1944.


N. Kochergin (1897-1974). The Soviet land is completely clear of the german fascist invaders! Leningrad 1944.

V. Klimashin (1912-1960). Long live the warrior who won victory! Moscow, Leningrad 1945.

24. Л. Голованов (1904-1980). Красной Армии — слава! М., Л., 1946.


L. Golovanov (1904-1980). Long live the Red Army! Moscow, Leningrad 1946.(ИЗ ИНЕТА)